Так уж получилось, что на последнем выезде пришлось провести "курсы повышения квалификации" в походных условиях для ограниченного круга лиц. Результатом ограниченный круг лиц остался крайне доволен. В итоге
Саша попросил изложить все это дело в эпистолярном жанре для неограниченного круга лиц ))) Вот что получилось...
Так, начнем с смазки "на держание", чтоб лыжи назад не отдавали и позволяли толкнуться ногой.
Мазюка имеется классическая, в твердой форме (состав - парафины, каучук). Наносится смазка в принципе несложно - натираешь поверхность лыжи (слой мази получается типа как свечкой натерли), потом начинаешь втирать мазь пробкой (можно взять специальный брусок, а можно с пробки от шампанского (корковой, не пластиковой) верхнюю (более широкую) часть срезать до плоской поверхности - кстати, очень удобная приблуда получается

). Втираешь до полного визуального исчезновения белого оттенка. После этого лыжа на этом участке становится липкой на ощупь. Главное в этом деле – не жадничать, то есть не намазывать слишком много мази сразу, а то тяжело разгонять будет.
Под колодкой лыжа мажется на 2-3 слоя. Опорный ориентир - центр тяжести лыжи. Первый слой накладывается на длину ботинка +10 см назад и на длину ботинка вперед от центра. Второй слой уменьшаешь на 10 см (получается от центра тяжести до подпятника назад и на 2/3 ботинка вперед). Третий слой – от центра тяжести на 10 см вперед и на 2/3 ботинка назад. После каждого слоя надо давать лыже «отдохнуть», остыть в течении 3-5 минут. В принципе – это все. Можно еще миксовать мази с разным температурным значением (по слоям), но это уже удел гонцов и профессиональных сервисменов.
Теперь скольжение. Тут сложнее. На скольжение нужен парафин, а его нанести не так то просто. По канону – нужен утюжок (100-140 градусов), цикля (скребок), правилка для дорожки, пробковый брусок и щетка для полировки. К тому же при этом процессе образуется просто куча парафиновой крошки, которая разлетается повсюду и втаптывается в пол, который становится скользким как каток. Так что лучше на обработку парафином лыжи отдавать в магазин или какую-нить мастерскую (обрабатывают в к4 спорте, на ст. Динамо, на ст. в Мал. Карелах, в спорт. школах). Стоимость - от 200 до 500 рублей.
В общем и целом, обработка лыж под скольжение - штука условно обязательная, современный пластик и так скользит неплохо. Можно 1-2 раза в год отдавать на "базовую" обработку каким-нибудь износостойким парафином, и этого будет достаточно.
Отдельный разговор про жидкие мази скольжения. Наносятся просто, но работают 3-5 км, не больше. Такой тюбик очень полезно иметь с собой весной, когда днем снег начинает подтаивать и подлипать на лыжи.