Клад Ермака
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Сообщений: 26
• Страница 3 из 3 • Перейти на страницу… • 1, 2, 3
Игорек 29 писал(а):а на каком ресурсе проследили происхождении фамилии?
Происхождение именно своей фамилии, т.е. родословную искал по "ревизским скаскам" и "исповедным ведомостям" церквей. Так как, южная часть Архангельской губернии, относилась к Вологодской, то переписи населения хранятся в Вологодском архиве есть и Архангельский архив. Туда доступ в интернете есть, некоторые переписи, есть в Вельском и Устьянском музеях. До этих ревизий была ещё и Ландранская перепись населения в 16.. ом году.
Это кропотливая работа, надо увлечься. Но оно, этого стоит. Ну, примерно так.
-
петрович51 - Профи
- Сообщения: 4822
- Стаж: 15 лет 6 месяцев
- Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
- Благодарил (а): 246 раз.
- Поблагодарили: 1532 раз.
Саша писал(а):дак может здесь никакая не чудь жила, А обычные славяне, бежавшие от христианства. Очень по датам сходится. Крещение Руси и освоение Севера
Да я тоже, такого мнения. Что, обычные славяне, бежавшие от христианства. И любому, человеку хотелось СОБОДЫ. Да и люди были, не особо притязательны к благам цивилизации.
Легенды же остались...
Романов М.И. - ФОЛЬКЛОР УСТЬИ
Фольклорные отражения истории церкви на Севере
Введение христианства встретило сильный отпор со стороны населения киевской, а, особенно, новгородской Руси. Разгорелась острая и упорная борьба. Не имея сил отстоять своих древних богов, некоторые из приверженцев древних богов бежали в глухие леса севера. Этого рода колонистами заселено было среднее течение Усьи. Древняя языческая вера держалась здесь долго и подавлена была только силой оружия. Об этом кое-где сохранились предания. Одно из таких преданий относится к холму около деревни Малой Мяткурги, имеющему форму погребального кургана. Приведу его.
ПЕРУНОВА МОГИЛА
"Тот холм называется теперь Горбыш, а раньше звали его Перуновой могилой. Прежние люди верили какому-то не нашему богу Перуну. Жили раньше русски все в Новгороде, а как стала хрестьянская вера наставать, так многие из Новгорода убежали сюда. Их в Новгороде теснить стали. Вот, приехали сюда и поселились. Сделали тот холм, поставили на ем Перуна, да и молились ему. Тут и кладбище у них было. Только на могилах крестов не ставили, а камней груды наваливали, чтобы, видно, покойники не вставали да людей не ели. Я еще помню эти каменницы-то. Теперь их тут не стало, а в лесах кое-где есть еще1. В каменицы старые люди укладывали клады, только нельзя их было взять. Слово надо было знать, с которым клад был заложен. А где его теперь узнаешь? Я сам видал в каменицах воршки. Только в них ничего, кроме пеплу да костей не было.
Ну вот, и жили они, значит, здесь, был у них с собой волшебник, вместо попа у них был. Как затоскуют о Новгороде, соберутся к этому волшебнику в избу. Он что-то сделает, слово какое-то скажет, да и велит смотреть в окно.
- Ну, смотрите! Вон он Новгород-то наш.
Выглянут, а Новгород тут и есть, совсем как у них на улице.
Ну, насмотрятся и опять ничего нет. А им полегче, как дома побывали.
Раз они пировали на свадьбе. Выпили, разговорились о прошлой жизни в Новгороде, и придумалось посмотреть опять на него. Стали просить волшебника. Он и показал. Смотрят в окна, а Новгород-то весь в огне, горит, полыме так и пышет, дым, люди бегают, кричат, а сделать с огнем ничего не могут. Ну, и жаль им Новгорода, волшебник взял стакан пива, пошептил над ним, да и вылил за окно. Огонь-то сразу и затух, а немного погодя и дыму не стало.
Вот, и вздумалось им узнать, увериться, что так все и было. Послали они одного своего мужика в Новгород, чтобы тайно сходил туда, да все проведал. Ну, мужик этот пришел в Новгород, спрашивает.
- Был ли у вас в такой-то день пожар?
- Был.
- А как загасили?
- А наехал какой-то богатырь на черном коне с чашей в руке. Опрокинул он чашу, полился дождь. Бее дождем & задало. Наши попы говорят, что это Егерей Храбрый.
Мужику-то и забедно стало, что их колдун загасил, видно
Перуна насылал гасить, а попы говорят - Георгий. Он и начал спорить со всеми.
- Не Георгий гасил, а наш Перун. Кабы Егерей, так на белом, а не на черном бы коне приехал.
Вот, его схватили, да и привели к царю. Он и царю то же говорит:
- Мы вам пожар загасили, а не попы. Перун, а не Егерей. А царь за попов стоял. Он осердился, да и говорит:
- А, так вы вон куда убежали со своим Перуном! Да еще и выхваляетесь, что пожар загасили.
Этого мужика сказнили, а на Усью послали войско. Пришло войско, окружило деревню.
- Сдавайтесь;
- Нет, не сдадимся!
Огородились они деревянной оградой на том холму, наволочили солому, зажгли, да тут все и сгорели. Бабы только кои остались с маленькими ребятками. От их и народились новые жители".
1( Каменицами на усье называются кучи камней, обычно, лежащих не в одиночку, а группами. В каменицах встречались горшки с остатками сожженных трупов, но не всегда. Вероятно, в некоторых случаях труп хоронился, и каменица воздвигалась над могилой.
Кровавое крещение Руси. Как это было
https://taboo.su/istoriya/istoriya-rusi ... -bylo.html
- За это сообщение автора петрович51 поблагодарил:
- Саша (13 ноя 2024, 23:29)
- Рейтинг: 1.3%
-
-
петрович51 - Профи
- Сообщения: 4822
- Стаж: 15 лет 6 месяцев
- Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
- Благодарил (а): 246 раз.
- Поблагодарили: 1532 раз.
Саша, вверху дал ссылку, это в начале прошлого века, наш историк краевед М.И. Романов собирал по местным деревням. Так рукопись и называется "ФОЛЬКЛОР УСТЬИ". Она, не издана. И наверное, не выйдет в печать ? Книги такой нет в природе. Много в ей и "заговоров". Вдруг действующие ? 
Я частично начал выкладывать... viewtopic.php?f=278&t=5333 потом... "забросил" эту тему. Рукопись, довольно большая.
1. ФОЛЬКЛОР УСТЬИ
/очерки/
Пережитки древних эпох в фольклоре и быте северной деревни
СОДЕРЖАНИЕ
От автора стр.2-3
Очерк первый, лики древних богов
1. Боги стихий
2. Бытовые боги
3. Духи болезней и борьба с ними
4. Заговорные слова, употребляемые для лечения и предупреждения болезней
5. Духи вод и лесов стр.35
6. "Бывальщины" о леших, колдунах и проч.
7. Миф о страдающем и воскресающем божестве
Очерк второй. Канонизированный фольклор. Областные стр.50
культы Севера и древние торговые пути
1. Канонизация фольклора
2. Областные культы времени феодализма
3. Первичные культы
4. Киево-новгородский культ Перуна
5. Ростовский Велес и боги Тмутаракани
6. Культ Георгия на Ваге и Двине
7. Охотничьи и пастушьи заговорные слова стр.70
8. Единство происхождения культов Устюга, Усьи и Вятки
9. Скандинавское происхождение культа Прокопия
Очерк третий, отражения христианства в фольклоре
1. Духовный фольклор стр.80
2. Составные элементы в воззрениях на загробную жизнь
3. Причитания над покойниками
4. Сказание об антихристе и кончине мира
5. Фольклорные отражения истории церкви на Севере стр.90
6. Фольклор, отражающий упадок и отмирание религии
Очерк четвертый. Плач рабыни
I. Варяги на Руси. Работорговля
Очерк пятый. Свадебный обряд
1. Сватанье
2. Уговорка и девичник
3. Утренние и вечерние причитания невесты
4. Песни о женской доле
5. Причитания невесты по различным частным случаям
6. Последняя баня невесты
7. "Поезд"
8. "Вышибание" невесты
9. "Вывод" невесты
10. Передача красоты и обряд с сеном
11. Последний девичник
12. Прощание невесты
I3. Свадьба в доме жениха и "хлебины"
14. Заключение
Очерк шестой. Ребенок северной деревни в фольклоре и быте
1. "Поносы" и "приносы"
2. Первая баня ребенка
3. Крестины
4. Заговоры и меры против ревливости и болезней ребенка
5. Колыбельная песня
6. Ребенок младшего возраста
7. Ребенок старшего возраста
Очерк седьмой. Коновальский обряд............... нет
1. Коновальский обряд
2. Некоторые заговорные слова, употреблявшиеся коновалами
Очерк восьмой. Исторический фольклор ........... нет
1. Древние и неопределенные времена
2. Былина об устьянском воеводе Бедяеве
3. Исторические времена и лица
Очерк девятый. Лирика
1. Любовь мужская
2. Любовь женская
3. Разлука
4. Измена
5. Брак
6. Песни на другие лирические темы
Очерк десятый. Песни хороводные, плясовые шуточные
1. Хороводные песни
2. Плясовые песни
3. Шуточные песни
Очерк одиннадцатый. Частушки
1. Семья, колхоз
2. Товарищеская среда, комсомол
3. Наряды, подарки
4. Вечеровии, игрища
5. Первая любовь
6. Любовь легкомысленная и любовь серьезная
7. Любовь покорная и любовь гордая
8. Брак
9. Любовь и брак в колхозной деревне
10. Старая рекрутчина и Красная Армия
11. Отходничество, лесозаготовки, пятилетка
12. Школа, учитель, образование
Очерк двенадцатый. Сказки....................... нет

Я частично начал выкладывать... viewtopic.php?f=278&t=5333 потом... "забросил" эту тему. Рукопись, довольно большая.
1. ФОЛЬКЛОР УСТЬИ
/очерки/
Пережитки древних эпох в фольклоре и быте северной деревни
СОДЕРЖАНИЕ
От автора стр.2-3
Очерк первый, лики древних богов
1. Боги стихий
2. Бытовые боги
3. Духи болезней и борьба с ними
4. Заговорные слова, употребляемые для лечения и предупреждения болезней
5. Духи вод и лесов стр.35
6. "Бывальщины" о леших, колдунах и проч.
7. Миф о страдающем и воскресающем божестве
Очерк второй. Канонизированный фольклор. Областные стр.50
культы Севера и древние торговые пути
1. Канонизация фольклора
2. Областные культы времени феодализма
3. Первичные культы
4. Киево-новгородский культ Перуна
5. Ростовский Велес и боги Тмутаракани
6. Культ Георгия на Ваге и Двине
7. Охотничьи и пастушьи заговорные слова стр.70
8. Единство происхождения культов Устюга, Усьи и Вятки
9. Скандинавское происхождение культа Прокопия
Очерк третий, отражения христианства в фольклоре
1. Духовный фольклор стр.80
2. Составные элементы в воззрениях на загробную жизнь
3. Причитания над покойниками
4. Сказание об антихристе и кончине мира
5. Фольклорные отражения истории церкви на Севере стр.90
6. Фольклор, отражающий упадок и отмирание религии
Очерк четвертый. Плач рабыни
I. Варяги на Руси. Работорговля
Очерк пятый. Свадебный обряд
1. Сватанье
2. Уговорка и девичник
3. Утренние и вечерние причитания невесты
4. Песни о женской доле
5. Причитания невесты по различным частным случаям
6. Последняя баня невесты
7. "Поезд"
8. "Вышибание" невесты
9. "Вывод" невесты
10. Передача красоты и обряд с сеном
11. Последний девичник
12. Прощание невесты
I3. Свадьба в доме жениха и "хлебины"
14. Заключение
Очерк шестой. Ребенок северной деревни в фольклоре и быте
1. "Поносы" и "приносы"
2. Первая баня ребенка
3. Крестины
4. Заговоры и меры против ревливости и болезней ребенка
5. Колыбельная песня
6. Ребенок младшего возраста
7. Ребенок старшего возраста
Очерк седьмой. Коновальский обряд............... нет
1. Коновальский обряд
2. Некоторые заговорные слова, употреблявшиеся коновалами
Очерк восьмой. Исторический фольклор ........... нет
1. Древние и неопределенные времена
2. Былина об устьянском воеводе Бедяеве
3. Исторические времена и лица
Очерк девятый. Лирика
1. Любовь мужская
2. Любовь женская
3. Разлука
4. Измена
5. Брак
6. Песни на другие лирические темы
Очерк десятый. Песни хороводные, плясовые шуточные
1. Хороводные песни
2. Плясовые песни
3. Шуточные песни
Очерк одиннадцатый. Частушки
1. Семья, колхоз
2. Товарищеская среда, комсомол
3. Наряды, подарки
4. Вечеровии, игрища
5. Первая любовь
6. Любовь легкомысленная и любовь серьезная
7. Любовь покорная и любовь гордая
8. Брак
9. Любовь и брак в колхозной деревне
10. Старая рекрутчина и Красная Армия
11. Отходничество, лесозаготовки, пятилетка
12. Школа, учитель, образование
Очерк двенадцатый. Сказки....................... нет
-
петрович51 - Профи
- Сообщения: 4822
- Стаж: 15 лет 6 месяцев
- Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
- Благодарил (а): 246 раз.
- Поблагодарили: 1532 раз.
Сообщений: 26
• Страница 3 из 3 • Перейти на страницу… • 1, 2, 3
Объявления Advertisement Management. Перевод от FladeX.