Сия село

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение Саша » 17 янв 2013, 13:04 » #738769

...
... Село Сия Холмогорского района

Село территориально находится на территории муниципального образования «сельское поселение Емецкое» Холмогорского района

Административной единицы село Сия не существует. Ранее в село входило несколько деревень, из которых в настоящее время:
деревня Толокново
деревня Слободка
деревня Болото
деревня Заполье
деревня Большая Гора
деревня Усолье
деревня Маля Гора

Космоснимок. Село Сия
Сия-космоснимок.jpg

http://wikimapia.org/#lat=63.6255249&lo ... 15&l=0&m=b

Топокарта
двухкилометровка. Село Сия
200k--p37-05_06-(Сия)1.jpg
Аватара пользователя

Саша
Гуру

 
Сообщения: 101056
Стаж: 19 лет 5 месяцев 18 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 133513 раз.
Поблагодарили: 30291 раз.

Сообщение Саша » 17 янв 2013, 13:06 » #738773

...
... Люди. Село Сия

... Евгений Толокнов. Село Сия

«Таким и должен быть потомок героев!» – подумала я, когда знакомилась с Евгением Толокновым. Крепкий, по-мужски красивый, и душа прямо-таки светится.

Евгений – хранитель семейного архива. У него море старинных фотографий и документов. Он словно живая книга по истории своей семьи.

СЛОВНО С НЕБА СВАЛИЛАСЬ

– Моя бабушка Александра Степановна родом из Сии, из богатой семьи. Но богатство на них словно с неба свалилось. А произошло это так. Ее отец, мой прадед, Степан Егорович Брилин, 1870 года рождения, служил батраком в сийском доме банкира Пантелеева. У того не было детей, и они вдвоем с женой жили в 16-комнатном двухэтажном доме. К ним часто приезжали погостить высокопоставленные чины из столицы. Но на душе у бездетных супругов была печаль, – рассказывает Евгений.

– И вот банкир предложил Степану: возьми мою фамилию, а я тебе дом оставляю в наследство со всем имуществом. Тот согласился.

И так мой прадед по бабушке и все его дети стали носить фамилию Пантелеевых. Степан Егорович, обзаведясь новым домом и новой фамилией, нарожал шестнадцать детей – вышло как бы по числу комнат в доме. Не знал уж, как детей называть. Даже было три Сашки среди тринадцати дочерей и трех сыновей, что рождались один за другим.

Дедушка был верующим человеком. В доме было так заведено: перед обедом все должны помолиться, перекреститься и только после этого садились за стол. Он не ложился спать, не помолившись за всю свою семью.
Сорок поклонов сделает и все молится и молится, и лампадка горит.

О СИЛЕ БОЖИЕЙ

– И было у Степана Егоровича Брилина-Пантелеева три сына. Началась Великая Отечественная война. Старший сын, Николай Степанович, собрался на фронт.

Ему отец говорит: – Зайди-ка ты к крестному, он тебя благословит.

– Я комсомолец, не пойду, – наотрез отказался Николай.

Через несколько месяцев его убили в Карелии.

Собрался на фронт второй сын, Александр. Отец снова говорит:

– Зайди ты к крестному, он тебя благословит.

Тот пошел. Благословение попросил.

И вернулся с фронта живым. Хотя получил два ранения. Он был командиром пулеметного расчета. Одно ранение было в ногу, второе в шею. Казалось бы, никаких шансов выжить. Я его расспрашивал, как это произошло, он рассказывал:

– Ребята пошли на перекур, а я у пулемета сижу.

Выглянул посмотреть, как обстановка-то, а там с высоты снайпер. Было это в 1945 году, в Кенигсберге, Восточная Пруссия. Мы стояли на высоте, и меня снайпер «снял». Пуля прошла навылет через шею, ничего не задела. А я сразу «улетел» куда-то: увидел всю свою семью, всех родных. А когда очнулся в госпитале весь перебинтованный, есть не могу! После этого Александра отправили в Ижевск на лечение. В 19 лет у него было уже два ордена Отечественной войны. Был он всю жизнь глубоко верующим и порядочным человеком.

Из жизни Александр Степанович ушел трагически.

10 октября 1999 года в Северодвинске на него напали какие-то отморозки. Раздели, избили, сняли ордена… Когда мы его хоронили, у него все было переломано.

Вся наша семья собралась с ним проститься, и плакали навзрыд.

СИЙСКИЙ ПЕВЧИЙ

Мы с Евгением рассматриваем снимки. На одном запечатлен его дедушка по отцу Александр Толокнов в возрасте 11–12 лет, на другом – Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, в котором Саша в 1910–1914 годы пел в церковном хоре.

– Я с дедушкой родился в один день – 28 марта.

И по нему жизнь свою меряю. Дедушка родился в 1900 году, прожил всего 53 года. Я его никогда не видел, но по рассказам отца узнал и крепко-накрепко полюбил.

Через его жизнь прошла история России. Его отец Иван Никитич был глубоко верующим человеком.

Ни свет ни заря вставал, молился, у него шестеро детей, всех прокормить надо.

Заметил он, что у Саши, моего дедушки, звонкий голос, и привел его в монастырь. Посоветовался с батюшкой: парень шустрый, голос красивый, и вот Саша с десяти лет пел на клиросе, с ребятами-подростками, их было восемь человек, пели на службах церковных.

Дедушка с гордостью вспоминал, рассказывая моему отцу, что они, мальчишки-клирошане, были удостоены благодарственной поездки на Соловки в 1913–1914 годах.

ГОРОД ЮНОСТИ И РЕВОЛЮЦИЙ

В 1914 году отец его отправил в Петербург с рыбным обозом. И он остался жить у родственников в Питере, у своего дяди нянчил детей. Через пару лет, когда подрос, его определили учиться кровельщиком. Он потом рассказывал, что на Васильевском острове все крыши домов оползал, покрывая железом.

Тут начались события – сначала Февральская, потом Октябрьская революции.

Видел он и выступления Ленина. Пошел воевать за красных. Потом очень сожалел об этом, прямо-таки терроризировал себя. До 1924 года он провел в окопах с винтовкой в руках, воюя на гражданской войне.

Красные-белые! Брат брата убивает. Пороха понюхал, имел медали за мужество.

Потом, как вспоминает мой отец, дедушка очень переживал, что случилась революция. Говорил с горечью: «Если бы не эти Ленины-Керенские, жили бы мы по-другому!» У него всю жизнь сердце кровью обливалось. Что делается с Россией! Вот наконец навоевался и приехал домой в Сию. Нашел себе невесту, Александру Степановну Пантелееву.

Ей было тогда 16 лет. В 1928 году они повенчались. Венчались в том же монастыре, где дедушка пел в детстве. А свадебное путешествие у них было в город его юности – в Петербург.

ПОЭТ В ПЕЛЕНКАХ

Бабушка с дедушкой с 1928 года жили в Емецке, в том доме, где родился знаменитый поэт Николай Рубцов, у Михаила Андриановича Рубцова. И моя бабушка Александра Степановна Толокнова его нянчила. Бабушка знать не знала, что это будущий поэт. Она перенянчила пол Сии. Ей нравилось водиться с детьми.

Бабушка была интеллигентного склада. Не любила в лес за ягодами ходить, как простые люди, любила пироги печь, безе, нянчиться с детьми. Она умела по-английски разговаривать.

Ее в детстве научили этому английские интервенты, которые поселились в их большом доме. Маленькая бабушка им приглянулась, и они готовили ее увезти с собой в Англию. Ее отец был не против: «берите, что ж, у меня их много…» Английские слова и счет она помнила всю жизнь.

ЕГО ГОЛОС ЗВУЧИТ

В 1931 году в семье моего деда родился сын, мой папа Толя. Ему сейчас 82 года. Перед войной дедушка работал продавцом в магазине в Сии. Там же построил свой дом.

Началась Великая Отечественная, и дедушка в 1941 году ушел на войну. Был он старшиной и командовал минометным взводом, потом минометной ротой. Был контужен.

Сражался под Волховом, на Ленинградском фронте, в Эстонской ССР.

Всю войну прошел героически. Воевать он умел.

Сохранился список его наград: две медали «За отвагу», орден Красной Звезды, медаль «За оборону Ленинграда», орден Отечественной войны 2-й степени. Дедушка глубоко верил в Бога.

Каждый раз, когда я бываю в Сийском монастыре, переживаю нечто особенное. Я словно слышу голос моего дедушки, молодой и звонкий, что звучит под сводами храма...


Подготовила Изабэлла ЗАСЕЦКАЯ
"Правда Севера" от 15.01.2013

За это сообщение автора Саша поблагодарили: 2
Игорь П. (05 ноя 2025, 12:35), людмила пачуашвили (13 мар 2013, 17:27)
Рейтинг: 2.6%
 
Аватара пользователя

Саша
Гуру

 
Сообщения: 101056
Стаж: 19 лет 5 месяцев 18 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 133513 раз.
Поблагодарили: 30291 раз.

Сообщение Саша » 18 окт 2023, 16:44 » #2508085

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Залебёдка, Кулига, Рехачевы

https://youtu.be/K64hDhqC8m8?si=1DvI2IeR8rTu5x5B

phpBB [video]
Аватара пользователя

Саша
Гуру

 
Сообщения: 101056
Стаж: 19 лет 5 месяцев 18 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 133513 раз.
Поблагодарили: 30291 раз.

Сообщение Саша » 24 ноя 2023, 14:59 » #2514557

Сия

Две реки — два рассказа
Гунн Генрих Павлович


— М.: Мысль, 1976. — 160 с. — 65 000 экз.


Ниже спадает река, становится шире, полноводнее, и пространнее и интереснее звучит ее рассказ. В емецких лугах встретила нас народная быль и проводила в путь, исполненными веры в высокое нравственное достоинство простого человека-северянина. Река поведала нам правду о людях, живших на ее берегах. Но рассказ ее продолжается и ведет нас дальше, сплетая воедино прошлое и настоящее.

За Емецк-Лугом река течет в высоких красивых лесистых берегах и за островом ниже устья Емцы идет чистыми открытыми плёсами. Справа впадают реки Пингиша, Пукшеньга, а слева, тоже небольшая, речка Сия.

Каждая речка — на свое лицо, а Сия среди двинских притоков неповторима: она проходит либо соединена протоками через восемьдесят больших и малых озер. Целый озерный край, снизку-ожерелье серебряных и голубых блесток связала эта река.

В глубокой лощине меж крутых холмов скачет, кипит, шумит узкая, как ручей, Сия перед своим устьем. Наверху деревня, которая называется Гора. Через нее проходит старый почтовый тракт, который здесь раздваивается: вдоль Двины идет бывший Московский тракт, в сторону отходит Петербургский. И поныне на развилке стоит указатель: «Сийский монастырь — 9 км». За поворотом начинается тихая уединенная лесная дорога с песчаным неразъезженным полотном, будто, как и прежде, редко ездят по ней легкие колесные экипажи…

Этим же путем шли мы двадцать пять лет назад, и, кажется, ничего не изменилось: та же прозрачная лесная тишь, травянистые обочины, кусты и ели…

О Сийском монастыре мы, конечно, и тогда были наслышаны. Наверное, теперь я знаю о некогда знаменитом монастыре больше, но приходят мне на ум соображения не историко-художественного, а скорее историко-географического характера.

Я думаю об интересном явлении так называемой «монастырской колонизации», начавшейся в XIV веке и распространявшейся по Северу вплоть до XVII века. Небольшие монастырьки, пустыни, были рассеяны по всем северным землям. К примеру, на одной Ваге их было семнадцать. Иные из них исчезали сами собой, иные были упразднены в царствование Екатерины II. На той же Ваге в конце XVIII века из семнадцати монастырьков оставался один.

Все монастырские поселения, как и вообще северные поселения, строились в приметных и красивых местах. Не раз мне приходилось видеть места, где прежде стоял какой-нибудь монастырь, и задаваться вопросом: почему запустел здесь монастырь? Почему, например, Ямецкая пустынь, монастырек, стоявший на древнем новгородском волоке — пути в Заволочье, оскудел, а Сийский монастырь, стоящий в стороне от реки и проезжей дороги, начал быстро расти? Сюда стали стекаться люди, хотя в то время (XVI век) монастырей на Севере было немало. И причиной этому было во многом его удачное природное местоположение. Удачное местоположение означало не только красоту окрестных видов — а они действительно прекрасны, но и природные богатства, как, например, рыбные озера и еще больше — достаточно заселенную и производительную сельскую округу. Так переходим мы к причинам экономическим. Там, где монастыри становились феодальными землевладельцами, где владели по царским грамотам селами, рыбными тонями, соляными варницами, они крепли, обстраивались каменными зданиями; там, где этого не было, тихие удаленные обители постепенно сходили на нет.

Сийский монастырь был основан почти за двести лет до основания Санкт-Петербурга, и, конечно, никто не думал прокладывать через него тракт к Неве…

…Старая дорога внезапно прерывается. Ее пересекает широкое асфальтовое полотно новой дороги, прямой, ровной лентой уходящей сквозь леса в обе стороны. Занятый своими мыслями, я забыл про него и не обращал внимания на доносящийся шум машин. Много новых перемен несет архангелогородскому Северу эта дорога, вот и некогда удаленные сийские лесные озера оказались в легкой досягаемости. С шоссе сворачивает машина, у съезда стоит указатель со стрелкой: «Пионерлагерь «Автомобилист»» — и щит объявления: «Сийский государственный заказник. Всякая охота запрещена». Все это ново для человека, который бывал здесь прежде. Безлюдна была тогда сийская дорога, малолюдно население бывшего монастыря, и не было запрета на охоту, что тогда, двадцать пять лет назад, лишило бы нас существенного подспорья…

Дальше ведет лесная дорога, и снова мысли возвращаются к истории Сийского монастыря. Основатель его монах Антоний в миру звался Андреем и был крестьянским сыном из села Кехта на Двине. Село Кехта и поныне находится ниже Холмогор. Из родного села Андрей отправился в Новгород на заработки, где поступил в холопы к одному господину, был женат. Но от мора, то есть эпидемии, скончались жена Андрея и его хозяин. Пережитое потрясение, по-видимому, породило в нем желание уйти от мира, стать монахом. Андрей двинулся обратной дорогой из Новгорода в Заволочье и в прохожем монастырьке на реке Кене принял монашество у основателя пустыни старца Пахомия. Так он стал Антонием. С двумя учениками Антоний основал свою пустынь на реке Шелексе и прожил там семь лет, но был согнан окрестными крестьянами, которые боялись, что их земли будут отписаны новому монастырю, а сами они закрепощены. Подобный факт не единичен в истории монастырской колонизации. Антоний двинулся вниз по Емце, разыскивая новое место, удобное для создания обители. Встреченный рыбак, местный житель, будто бы рассказал ему о сийских озерах. Но возможно, что Антоний, двинянин родом, знал о них и туда держал путь. Озера эти в то время были пустыми, то есть ими никто не владел, только местные жители иногда ходили туда ловить рыбу. Так что возник монастырь не в неизвестном месте, а в известном, хотя и нежилом. Было это в 1520 году…

Дорога выводит в небольшое поле, со всех сторон окруженное лесом. При дороге стоит деревенька в несколько домов. В низине угадывается река — это Сия. Выйдя из озер, где ее течение почти незаметно, река идет под уклон и олсивляется шумом порожков. На спаде воды некогда монастырем были поставлены мельницы. Оттого и называется деревенька поэтично — Старая Мельница.

Дальше в лес уводит дорога, и вскоре открывается в просвете деревьев первое на пути из сийских озер — Плешково, как и все большие сийские озера, в невысоких лесных берегах, окаймленное зелеными полосками тресты, с песчаным заилистым дном и мерно нарастающей глубиной. Здесь начинается озерное приволье…

На Плешкове — островок, а на нем будочка и стожок. Далее — протока, и за деревьями невидимое с дороги, еще более красивое озеро Плоское, идеальное зеркало водной глади, отражающее дремотные береговые леса. Здесь у озера емецкими рыболовами поставлен вагончик, а живет в нем восьмидесятилетний дед Афоня. В выходные дни тут людно; из Емецка по новой дороге езды сюда не более получаса. Приезжают на машинах, мотоциклах, мопедах: мест для рыбалки всем хватает.

Более не будет видно с дороги воды, пока через несколько километров не блеснет впереди самое большое в системе сийских озер — Михайлово озеро, на котором на далеко выдающемся полуострове и стоит Сийский монастырь.

Его называют иногда северодвинскими Соловками. Не вполне верное сравнение, конечно, но подчеркивающее новый характер этих мест: как и Соловки, сийские окрестности стали зоной туризма и отдыха. Как и на Соловках, здесь много лесных озер, самых разнообразных, вот только моря, удивительного Белого моря, здесь нет, и потому рушится столь прозрачная аналогия. Но бесспорно, как и Соловки, и Кижи, место это привлекает людей сочетанием древней архитектуры с прекрасной природой.

Монастырь, пока еще не отреставрированный, удивительно красиво смотрится с берегов Михайлова озера. Его белые здания, слившиеся в единую живописную массу, отовсюду тянут к себе взор, и кажется, что поднялись они из самых вод — столь низок берег полуострова. Особенно красив вид с песчаных холмов, по которым проходит старый тракт за деревней. Само же озеро не округлое, а произвольных очертаний, с кулигами, как здесь называют заливы, с сенными покосами по берегам, с выгонами, где на фоне белых стен пасутся кони. И эта красота, пожалуй, ни с чем не сравнима, более мягкая, спокойная, умиротворенная, чем даже красота пейзажей прославленного беломорского острова. Сколько прекрасных мест на свете, и самым прекрасным кажется то, которое ты сейчас видишь!

Вблизи монастырь не производит того чарующего впечатления, которое открывают его озерные виды. Архитектура его понесла значительные утраты, но в целом монастырский комплекс сохранился. Всегда вызывают удивление каменные громады, высящиеся среди лесной, деревянной Руси. Ведь главные монастырские здания здесь были построены тогда, когда в Холмогорах, двинской столице, не было ни одного каменного сооружения. Сколько труда было доставить сюда по бездорожью строительный материал — камень, кирпич, известь, где-то надо было найти сведущих мастеров каменных дел. Все это было связано с огромными расходами. Значит, богат был монастырь и чем-то выделен в своей исторической судьбе. В самом деле, монументальностью своих сооружений уступает он только северным исполинам — Кирилло-Белозерскому и Соловецкому, а по своим архитектурным достоинствам является, как пишут исследователи, «одним из лучших в древнерусском зодчестве».

Со времени своего основания монастырь обратил на себя особое внимание московского правительства. Великие князья и цари щедро одаривали его земельными угодьями и «рыбными ловлями». Монастырская вотчина распространялась и на окрестные двинские селения, и на соляные варницы на беломорском побережье, и на «рыбные ловли» на Кольском полуострове. Свыше трех тысяч крестьян было приписано к монастырю. Такое предпочтение удаленной лесной обители над прочими имеет объяснение. Хотя Заволочье перешло под власть Москвы и вольность у Великого Новгорода была отнята, традиционная связь Севера с Новгородом не могла сразу прерваться. Новый монастырь в Заволочье должен был стать проводником духовного влияния Москвы. Потому и оказывалось ему столь явное предпочтение перед другими двинскими монастырями. Щедро жаловал Сийский монастырь Иван Грозный, приказывая инокам молиться за погубленного им сына и за «опальных бояр, им избиенкых». В конце XVI века начато было возведение каменного собора, сооружения не виданных дотоле размеров на Двине.

Особое положение монастыря укрепило и еще одно историческое обстоятельство. Сюда был сослан по приказу Бориса Годунова боярин Федор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила, с повелением «застричь в монахи». Боярин был человеком властным, имел стремление к государственной деятельности и меньше всего желал монашеского сана. Пострижение над ним было произведено насильно, при этом боярин плакал. Имя ему было дано — Филарет. Позже, как известно, возвращенный из ссылки Филарет вступил на поприще церковной карьеры, стал патриархом и фактическим правителем государства при молодом царе. Новая царская династия Романовых оказывала щедрое покровительство монастырю. Продолжалось каменное строительство, возникла иконописная мастерская, была даже книгопечатня. Ризница (склад утвари) и библиотека Сийского монастыря считались одними из богатейших.

XVIII век был временем упадка для монастыря, утраты прежних феодальных вотчин, а в XIX веке укладом своим он ничем не отличался от других отдаленных обителей.

Побродив среди старых зданий и старых деревьев — лиственниц, берез и кедров, обратимся снова к сийской округе.

На противоположном берегу — бывшая подмонастырская деревня. Если перейти лесистую гривку за деревней, то снова выйдешь к воде. Это та же речка Сия, принимающая здесь вид цепи узких озер среди лесистых увалов. Если подняться вверх по тихой глади, вдыхая смолистый настой сосновых боров, то попадешь, пожалуй, на самое красивое из сийских озер — Дудницы.

Удивительно это озеро в тиши заповедных лесов, прихотливо изрезанное заливами — кулигами, с островами, с листьями кувшинок и раскрывшихся водяных лилий на сонной глади. Островов всего три, но их живописное расположение и изрезанность озерных берегов с выступающими лесистыми мысами создают впечатление островного множества. Берег и острова поросли высокими корабельными соснами. Пейзаж многопланов, разбит на кулисы, сквозь которые открываются дальние залитые солнцем пространства. Красота порой кажется неправдоподобной, декоративной, словно бы все это прихотливо и продуманно создано неведомым художником. Один островок, самый маленький, встает из вод округлой зеленой шапкой, на другом, побольше, высокие, далеко заметные сосны и среди них избушка, третий, самый большой, вытянут подковой. По преданию, на этот остров удалился основатель монастыря Антоний. Антоний был человеком своего времени, средневековым аскетом, в согласии со своими идеалами, он искал уединения, и не по его желанию основанный им монастырь стал людным местом. Даже Дудницы показались ему недостаточно уединенными, и он ушел на дальнее озеро, где жил в хижине среди двенадцати берез. Завещание его было страшным, ярко рисующим облик этого сурового человека: он повелел бросить свое грешное тело на растерзание хищным зверям и птицам либо кинуть в озеро…

Ничего аскетического нет в сийской природе, но много в ней тишины и спокойствия. Природа здесь мила, проста, и красота ее наполняет всех приходящих тихой радостью. Я бы хотел больше рассказать о Дудницах и о других милых моему сердцу местах, рассказать о рыбачьих зорях, о восходах и закатах, о мягких, пастельных тонах неба, о туманистых далях, о всплеске рыбы и о многом другом, отрадном, что сулит жизнь на лесных озерах. И о Черном озере, где вода и правда черная, и о Седловатом, и о Нюксозере, рыбацкой загадке. Все это приятное, летнее, отпускное, и многих людей радуют сийские озера, ставшие местом отдыха. Но наша речь не о рыбацкой и туристической романтике, и, посетив этот привольный уголок, мы вернемся на Двину, живущую своей трудовой жизнью.

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Игорь П. (05 ноя 2025, 12:32)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Гуру

 
Сообщения: 101056
Стаж: 19 лет 5 месяцев 18 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 133513 раз.
Поблагодарили: 30291 раз.

Сообщение Саша » 24 ноя 2023, 15:20 » #2514568

Озеро Дудницы

i_007.jpg

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
rau-fisherman (05 ноя 2025, 11:36)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Гуру

 
Сообщения: 101056
Стаж: 19 лет 5 месяцев 18 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 133513 раз.
Поблагодарили: 30291 раз.

Сообщение Саша » 04 ноя 2025, 23:10 » #2603819

Коммуна «Новая деревня»
на территории Антониево-Сийского монастыря 1924-1931 годы.

В сентябре 1924 года Емецкий уездный комитет партии признал возможным ликвидировать Сийский совхоз «Пролетарий» и на этой же базе организовать коммуну «Новая деревня». Первоначально в коммуну вступили 8 семей, в которых трудоспособными были только 16 человек, остальные дети. На организационном собрании был выбран совет коммуны в количестве 3-х человек и ревизионная комиссия, также из 3-х человек, председателем которой был избран бывший директор дома отдыха Гавриил Николаевич Костылев.

Совет коммуны принял от совхоза «Пролетарий» постройки, водяную мельницу, семь лошадей и восемь коров. Других домашних животных в совхозе не было. Поскольку коммуна имела хорошую кормовую базу, на первом же собрании было решено развивать продуктивное животноводство. Для корма скота стали выращивать турнепс, викоовсяную смесь. Вовсю развивалось огородничество, выращивалась капуста, морковь, столовая свекла, брюква, лук и естественно картофель. Излишки овощей продавали населению и увозили в Архангельск. Как уже говорилось выше, главное направление хозяйства было животноводство и овощеводство, зерновые культуры большого значения не имели. Через два года была восстановлена мельница, которая давала значительный доход. С 1929 года численность коммунаров значительно выросло, было принято еще 6 семей. К 1929 году насчитывалось уже 35 коров, 15 телят, 17 романовских овец, 12 чистокровных йоркширских свиней, 12 лошадей, в том числе племенной жеребец финской породы.

Коммуна имела один трактор «Форзон путиловский» и трехлемешный плуг. Был приобретен электрогенератор, но из-за отсутствия провода он не был установлен. Все коммунары питались в столовой. Для детей были организованы закрытые ясли за счет коммуны, и дети находились там круглые сутки. Только грудничков забирали на ночь домой. При коммуне была своя начальная школа, в которой обучались и дети коммунаров из соседних деревень. Для культурного отдыха для членов коммуны в одном из помещений был организован клуб, где ставились небольшие пьесы, крестьяне из окружающих деревень с удовольствием его посещали. При клубе имелась своя изба-читальня, были всегда свежие газеты и журналы, книги же брали в библиотеке Дома отдыха. В 1927 году коммуна приобрела 4-хламповый приемник, постоянно слушали Москву,

В январе 1930 года председателя коммуны отозвали на работу в лесную промышленность. В 1931 году коммуна реорганизовалась в сельскохозяйственную артель, (впоследствии колхоз) председателем был назначен П.П. Рехачев.

На фотографии:
Коммунары сажают капусту. 1929 год. Поле у входа в Сийский монастырь. Архив Сийской обители
https://vk.com/wall-39480433_5539
Вложения
IMG_7559.png

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Игорь П. (05 ноя 2025, 12:32)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Гуру

 
Сообщения: 101056
Стаж: 19 лет 5 месяцев 18 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 133513 раз.
Поблагодарили: 30291 раз.

Сообщение Игорь П. » 07 ноя 2025, 11:15 » #2604036

Перепись сийских деревень 1621-24 г.г.

РГАДА 1209-1-10
Книги Двинского городу Архангельского, Двинских посадов, Двинского уезда станов и волостей и волости Варзуге и волости Умбе письма и меры Мирона Андреевича Вельяминова да подьячих Бажена Степанова да Онтона Подольского. Лета 7130 да 131 да 132 году.

Волость Сийская а в ней Государя Царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси деревни черные...

В Сие
Пол деревни Болотные, а другая половина тое деревни церковная Богоявления Господа нашего Иисуса Христа да святаго пророка Илии а в половине деревни крестьян
В. Кондрашко Якимов сын Болотной У него сын Лучка
Пашни паханые и с тем что на Сийском лугу середние земли четь с полутретником да худые земли две чети без третника в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу две копны Лесу непа- Л. 566 об. шенново десятина В живущем полчети и полполчети выти

Три чети деревни Меншаковские да к ней ж припущена в пашню деревня другая Борановская а четь тое деревни церковная церковная Богоявления Господа нашего Иисуса Христа да святаго пророка Илии а в трех четях крестьян
В. Марк Сидоров сын Онтуфьев У него сын Пашко
В. Омелянко Сидоров сын Онтуфьев
В. Трофимко Сидоров сын Онтуфьев
В. Ондрюшка Григорьев сын Суслов У него сын Богдашко
Пашни паханые и с тем что на Сийском лугу середние земли пять чети без третника Л. 567 да худые земли пять чети с осминою да перелогу худые земли осмина в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу пять копен Лесу непашенного четыре десятины В живущем полвыти и полполтрети и полполчети и полполполчети выти А впусте полполполчети выти

Деревня Высоковская а в ней крестьян
В. Микитка Тиханов сын Корзов да племянник ево Омелянко Савельев сын Корзов
В. Федка Онаньин сын Шамаев У него два сына Суботка да Павлик
В. Офонка Никонов сын Коковин У него два сына Фофанко да Костька
Пашни паханые Л. 567 об. и с тем что на Сийском лугу середние земли три чети с осминою да худые земли три чети да перелогу четь в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу две копны Лесу непашенново три десятины В живущем треть и полполчети и полполполтрети выти А впусте полполчети выти

Деревня Зяболая а в ней крестьян
В. Юшко Малафеев сын Епифанов
В. Мануилко Савин сын Вараксин
В. Ивашко да Фалелейко Сергеевы дети Горшечникова
В той деревне пашут наездом той ж волости крестьяне деревни Высоковской Федка Онаньин Л. 568 сын Шамаев да деревни Болотной Сенка Кузнецов
Пашни паханые и с тем что на Сийском лугу худые земли шесть чети с третником в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу две копны Лесу непашенново три десятины В живущем треть и полполчети выти.

Жеребей деревни Нюровской да к ней же припущена в пашню деревня Ивановская Жеребей тое деревни Сийсково монастыря а в ней крестьян
В. Тренка Васильев сын Тимофеев
В. Пронка Олексеев сын Толокнов
В. Поздячко Васильев Л. 568 об. сын Тимофеев
Пашни паханые середние земли три чети с получетвериком да худые земли семь чети да перелогу худые земли три чети в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу три копны Лесу непашенново три десятины В живущем полвыти и полчети и полполполчети выти А впусте полчети и полполчети выти

Пустошь Новинка за рекою за Двиною
Пашни лесом поросло худые земли две чети в поле а в дву потому ж Лесу непашенного полдесятины Впусте полчети выти...

В Сийской ж волости погост а на погосте церковь Богоявление Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки с трапезою, другая церковь святаго пророка Илии да предел Василия Блаженнаго древяна ж вверх А в церквях образы и свечи и книги и всякое церковное строение мирское
В. поп Иван Васильев
В. другой поп Олексей Наумов
В. церковной дьячок Лучка Микитин
В. Л. 590 об. пономарь Ивашко Иванов
В. проскурница Марьица
Келья нищево питаетца от церкви Божии
Пашни церковные белые середние земли три чети в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу пять копен Лесу непашенного пять десятин

Того ж погоста деревни церковные старинные а государевы подати платят с волостными людми
Деревня Ермолинская а в ней
В. крестьянин Куземка Онисимов сын Степанов
Пашни паханые середние земли три чети да худые земли две чети с третником да перелогу худые земли четь с полутретником в поле а в дву потому ж Л. 591 Сена в Наволоцком лугу копна Лесу непашенново десятина В живущем треть и полполтрети выти А впусте полполтрети выти

В Челмохте деревня Борисовская а в ней крестьян
В. Гаврилко Прокофьев сын Корытов У него два сына Семачко да Степанко
Пашни паханые и с тем что на Челмоцком лугу середние земли четыре чети да худые земли четь с полутретником в поле а в дву потому ж Сена на Челмохоцком лугу и на Сийском тринатцать копен Лесу непашенного десятина В живущем треть и полполтрети выти

Деревня Ушаковская а в ней
В. крестьянин Якунка Уля- Л. 591 об. нов сын Левонтьев У него сын Митка
Пашни паханые и с тем что в Челмохоцком лугу середние земли три чети да худые земли четь с полутретником да перелогу худые земли четь с полутретником в поле а в дву потому ж Сена в Челмохоцком и в Сийском лугу сем копен Лесу непашенново десятина В живущем треть выти А впусте полполтрети выти

И всего церковных тяглых три деревни а в них три двора крестьянских а людей в них шесть человек Пашни паханые середние земли десять чети да худые земли пять чети бес третника Л. 592 И обоего середние и худые земли пятнатцать чети без третника да перелогу худые земли две чети с третником в поле а в дву потому ж Сена дватцать одна копна Лесу непашенново три десятины А вытей в живущем выть с полутретью А впусте полтрети выти А сошново писма в живущем десят чети с полутретником А впусте четь с осминою А денежных доходов з живущих вытей против сошек за два горностая с третью горностая и за Поралскую белку и за морской оброк с рек с Терские стороны четыре алтына с полуденгою За обежную дань два алтына Л. 592 об. полпяты денги За городовое и за засечное и за емчюжное дело семь алтын пять денег Пищалных два алтына полшесты денги Вытных полтретьи денги Ямских и приметных семь алтын пять денег За намеснич доход и за присуд оброку и пошлин два рубли пятнатцать алтын пять денег И всего денежных доходов три рубли восмь алтын две денги А по платежным книгам в церковных в тяглых деревнях было в живущем сошка без трети А денежных доходов было дани и за намеснич доход рубль дватцать восмь алтын Л. 593 три денги И прибыло перед прежним испуста в живущее полвыти А денежных доходов прибыло рубль тринатцать алтын з денгою

К тем же церквам тое волости крестьяня дали после писцов в 100(1591/2) да во 102(1593/4) да во 127(1618/9) да во 129(1620/1) году А государевы подати платят с волостными людьми по прежнему

Жеребей деревни Углановской пашни паханые середние земли четь в поле а в дву потому ж Сена в Раговине две копны Лесу непашенново десятина В живущем полполполтрети и полполполчети выти

Полдеревни Болотные а в ней
В. крестьянин Сенка Л. 593 об. Парфеньев сын Кузнец
Пашни паханые и с тем что на Сийском лугу середние земли четь да худые земли две чети в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу две копны Лесу непашенново десятина В живущем полтрети и полполполчети выти

Четь деревни Меншаковской да к ней ж припущена в пашню деревня другая Борановская
Пашни паханые и с тем что на Сийском лугу середние земли две чети бес полуосмины да худые земли две чети да перелогу худые земли осмина в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу две копны Лесу Л. 594 непашенного десятина В живущем четь выти А впусте полполполчети выти

Пустошь что была деревня Поповичево Кощеевская
Пашни паханые середние земли и с тем что на Сийском лугу три чети да худые земли три чети да перелогу худые земли три чети четь с осминою в поле а в дву потому ж Сена на Сийском лугу пять копен Лесу непашенного десятина В живущем треть и полполполтрети и полполполчети выти А впусте полполчети и полполполчети выти.

В Челмохте жеребей деревни Нечаевской Офонасовской тож а в ней
В. крестьянин Жданко Онтонов сын Мезин
Пашни паханые Л. 594 об. и с тем что в Челмохотцком лугу худые земли четь да перелогу худые земли осмина в поле а в дву потому ж Сена на Челмохоцком и на Сийском лугу копна Лесу непашенново десятина В живущем полполчети выти А впусте полполполчети выти

И всего что дали крестьяне к церквам после писцов деревня без чети да в двух деревнях по жеребею да пустошь А в них два двора крестьянских а людей в них тож. Пашни паханые середние земли семь чети бес полуосмины да худые земли восмь чети И обоего середние и ху- Л. 595 дые земли пятнатцать чети без полуосмины да перелогу худые земли две чети с осминою в поле а в дву потому ж Сена двенатцать копен Лесу непашенново пять десятин А вытей в живущем выть без получети и полполтрети и полполполчети выти А впусте полчети и полполполчети выти А сошново писма в живущем одиннатцат чети А впусте две чети бес третника А денежных доходов з живущих вытей против сошек за дватцат за девят белок с полубелкою и за полчети и за полполчети белки четырнатцат алтын полшнсты денги по три Л. 595 об. денги за белку За два горностая без полполтрети и за полполчети горностая два алтына полторы денги по семи денег за горностай За поралскую белку и за морской оброк шесть денег Пошлин со всево оброку шесть денег За городовое и за засечное и за емчюжное дело шесть алтын четыре денги Пищалных два алтына полторы денги Вытных две денги Ямских и приметных шесть алтын четыре денги Загубсково оброку полтретьи денги За намеснич доход и за присуд оброку и пошлин два рубли три Л. 596 алтына две денги. И всего денежных доходов три рубли пять алтын три денги.

Сийские ж волости за крестьяны оброчные земли и рыбные ловли на оброке.
За всеми крестьяны по оброчным книгам в Двине реке рыбные ловли и по реке по Двине сенные покосы Старово оброку рубль девять алтын з денгою пошлин два алтына з денгою.
За всеми ж крестьяны по оброчным книгам в Челмохте пустошь что был починок Жюковской пашни лесом поросло худые земли две чети а в дву по- Л. 596 об. тому ж Лесу непашенного полдесятины Старово оброку три алтына две денги пошлин денга.

За Сенкою Устиновым сыном Корытова по оброчным книгам деревня что была пустошь Клишовская а в ней двор ево ж Сенкин Пашни паханые худые земли четь в поле а в дву потому ж Лесу непашенного десятина Старово оброку четыре алтына пошлин денга

Деревни Соколовской за Гришкою Васильевым по оброчной 104(1595/6) году повыше Хоробрицы за речкою за Пежмою от бору вниз на Черном лесу пашни перелогом худые земли четыре чети Л. 597 без третника в поле а в дву потому ж Сена пять копен Старово оброку восмь алтын две денги пошлин полтретьи денги Новые наддачи десят денег пошлин пошлин полденги

Деревни Черемниковской за Богдашком Левонтьевым сыном Гавриловым по государеве грамоте 104(1595/6) году на Двине реке новоприсадной островок Сена две копны Старово оброку семь алтын полчетверты денги пошлин полтретьи денги.

Сийские ж волости деревни Кулемесовские за Савкою за Микитиным было на оброке на Зимней стороне тоня в Менших Л. 597 об. Азицах и Савкине стало во 109(1600/1) году а тою тонею не владеет нихто А оброку было три алтына две денги пошлин денга
Аватара пользователя

Игорь П.
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 205
Стаж: 7 месяцев 6 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 243 раз.

Сообщение Игорь П. » 07 ноя 2025, 11:20 » #2604037

Следующая перепись 1646 года.

РГАДА, Ф.137-1-1. Двинского уезда переписи И. И. Философова и подьячего К. Патрикеева.1646 г.
Переписная книга жилых и пустых дворов и мужского населения посадов Архангельска (лл. 16—28)
Холмогор (лл. 28—92),
Неноксы (лл. 94— 101),
Луды (лл. 102— 104),
Уны (лл. 105-108)
Кулуя (лл. 109—111),
церковных погостов, черносошных станов и волостей (лл. 112—536),
патриарших и монастырских вотчин (лл. 537—646) .

Л. 436 об.Волость Сийская а в ней государевы царевы и великого князя Алексея Михайловича всея Русии деревни черные...

В Сие полдеревни Болотные а дру- Л. 441 гая половина церковная той деревни Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и святаго пророка Илии а в половине деревни крестьян.
В. Осташко Кондратьев сын Болотново у нево сын Ортюшка десяти лет

Три четверти деревни Меншаковские да к ней же припущена в пашню деревня другая Борановская а чет той деревни церковная Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и святаго пророка Л. 441 об. .Илии а на трех четвертях деревни крестьян
В. Пронка Марков сын Онтуфьев
В. Софонко Онтонов сын Дерягин у нево сын Ивашко
В. вдова Еленка Гавриловская жена у ней внук Куземка Алексеев
В. Сенка Иванов сын Морозов у нево дети Ивашко да Мартынко да Данилко

Деревня Высоковская а в ней крестьян.
В. Омелка Савельев сын Корзов у него сын Васка семи лет
В. Л. 442 Фофанко да Костянтинко Офонасьевы дети Коковина
В. Евлампейко прозвище Суботка да Митка Федоровы дети Шамаева

Деревня Зяблая а в ней крестьян
В. Зиновка Юрьев сын Епифанов
В. Онтипка Мануйлов сын Варакин
В. Сергушко Семенов сын Кузнецов

Жеребей деревни Нюровской да к ней же припущена в пашню деревня Ивановская а жеребей той деревни Сийскаго монастыря а в ней крестьян.
В. Якушка Гаврилов сын Третьяков у него три сына Ортюшка да Матюшка Л. 442 об. да Петру(ш)ка пяти лет у него ж подсоседник Никитка Симанов Толокнов
В. Симанка Леонтьев
В. Никонка Осипов сын Толокнов у него два сына Ивашко да Потапко пяти лет
В. вдова Дарьица Гавриловская жена у ней Олешка
В. Венедитко Баженов

Пустошь Новинка за рекою за Двиною.

Л. 451
В Сийской же волости погост а на погосте церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа а другая церковь святаго пророка Илии а на погосте дворы церковных причетников
В. поп Прохор Нестеров у нево сын Федка
В. дьячок Омелька Тархов
В. пономарь Евсейко Васильев у него сын Харка
В. проскурница Матронка
В. Гришка Васильев

Того же погоста деревни церковные старинные
Деревня Ермолинская а в ней
В. Л. 451 об. крестьянин Гришка Силуянов сын Крутов

В Челмохте деревня Борисовская а в ней крестьян
В. Мишка Ермолин у него сын Ивашко

Деревня Ушаковская а в ней крестьян
В. Матюшка да Ивашко Яковлевы дети Пунтусовы

Да к церквам тое ж волости крестьяне дали после писцов жеребей деревни Углановской пуста

Полдеревни Болотные а в ней крестьян
В. Пиминко Ондреев

Четь деревни Меншаковские да к ней же припуще- Л. 452 на в пашню деревня другая Горановская починок что была деревня Поповичева Кощеевская тож пусты.

В Челмохте же жеребей деревни Нетесовской Афанасьевская тож а в ней
В. крестьянин Ивашко Григорьев

И все(го) двор попов двор дьячков двор пономарев людей в них пять человек Двор просфирницын да церковных же три деревни да полдеревни да в дву деревнях по жеребею а в них шесть дворов крестьянских людей в них осмь человек да пустых чет деревни да пустошь да деревня припущена в пашню.
Аватара пользователя

Игорь П.
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 205
Стаж: 7 месяцев 6 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 243 раз.

Сообщение Игорь П. » 07 ноя 2025, 11:26 » #2604038

Следующая перепись 1678 года.

РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1 Д. 15051 Л. 1-773.
7186 (1678) год, 30 августа

Л. 544
Волость Сийская а в ней великого государя деревни черные...

В Сие
Пол деревни Болотные а другая половина той деревни церковная а тою полудеревнею владеет поп Василей Федоров а дворов на ней нет

Три чети деревни Меншаковские Бораковская тож а четь той деревни церковная а в ней
В. Онтонко Сергеев У него сын Марко девяти лет
Д. пуст Л. 548 Петрушки Осипова сшел з детми с Фомкою да с Климком от хлебной скудости во 185(1676/7)м году, пашнею владеют миром
Д. пуст Федки Матвеева он збрел в том же году пашнею владеют миром
Д. пуст Ивашки Суботина брел в верховские городы скитатца во 180(1671/2)м году землею владеют миром
В. Микишка Павлов у него брат Оска Борашков
В. Омоска Ортемьев сын Ижимов

Деревня Высоковская а в ней
В. Васка Мелентьев сын Дьячков
Д. пуст Гришки Фомина он збрел з детми с Пахомком и с Ы- Л. 548 об. вашком да с Ысачком да с Пронкою во 183(1674/5)м году от хлебной скудости безвестно а пашнею владеют миром
Д. пуст Пашки Федорова он збрел в верховские городы во 183(1674/5)м году пашнею владеют миром

Деревня Зяблая а в ней крестьян
В. Аврамко Тимошка Ивановы дети Пономарева
В. Кирилко Фокин
Д. пуст Венедихтка Манойлова он збрел в верховские городы во 183(1674/5)м году пашнею владеют миром

Деревня Нюровская Ивановская тож а жеребей той деревни Сийского монастыря а в ней крестьян
В. Ивашко Шлионов сын Л. 549 Толокнов у него сын Федотко
В. Харка Никонов тот Харка в скаске написан во дворе у Ивашка Толокнова а двора ево в скаске не написано
В. Андрюшка Самсонко Венедиктовы
В. Ортюшка Яковлев Голдобин у него племянник Артюшка Матвеев
В. Петрушка Яковлев сын Голдобин у него сын Конашко тот Петрушка в скаске написан во дворе з братом Артюшкою а двора ево в скаске не написан.

Л. 553
В Сийской ж волости погост а на погосте церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа а другая церковь святаго пророка Илии.
А у церквей дворы церковных причетников
В. поп Василей Федоров у него сын Федка трех лет
В. дьячек Антонко Матвеев
В. пономарь Филка Андреев сын Рудаков
В. просвирница Марьица

Того же погоста деревни церковные старинные
Деревня Ермолинская в ней
Д. пуст Ивашки Иванова Л. 553 об. он умре во 175(1666/7)м году в Челмохте

Деревня Борисовская в ней
В. Вахрушко Ефтифеев у него три сына Стенка Сенка Ивашко десяти лет

Деревня Ушаковская в ней
В. Емелка Иванов сын Несьяной

Полдеревни Болотные а в ней
Д. пуст Ивашка Иванова сына Кротова он умре во 163(1654/5)м году

Чет деревни Меншаковские и что припущена в пашню деревня Борановская пустошь Поповичева Кощеевская тож а в ней
Д. пуст Сенки Родионова он Л. 554 збрел в верховские городы от хлебной скудости

В Челмохте жеребей деревни Нетесовской Афонасьевская тож а в ней
В. Афтамонко Панфилов

Всего на погосте три двора церковных причетников Людей в них четыре человека да двор просвирницын Да церковных три деревни да полдеревни да чет деревни Два двора Л. 554 об. крестьянских людей в них тож у них детей три человека три двора пустых
Жеребей деревни Углановской пуст, нихто не владеет.
Аватара пользователя

Игорь П.
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 205
Стаж: 7 месяцев 6 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 243 раз.



Вернуться в Холмогорский район

|