Как всегда, у меня подъем еще до 7 утра, несмотря на то, то после поездки в Эмиадзин, вечерние посиделки с Артаком и Светланкой затянулись до часа ночи. И как всегда мама Тамара джан была уже на ногах. Как всегда утренний моцион с сигаретой начинается с сада. Пока сигарету выкуришь и малины с ежевикой поклюешь, и сливы, и инжира поешь, и кисточку винограда оприходуешь. Конечно, все немытое. А чего мыть, если все умыто утренней росой. А воздух, даже в миллионном городе, столице, по утрам чист и свеж — что значит горы.
Только поднялся на веранду, как мама Тамара джан чашечку свежесваренного кофе несет, настоящего, ереванской варки. Потом еще по одной выпили, на пару еще по сигаретке выкурили. Мама Тамара джан наказала Светланку поднимать — дорога сегодня дальняя предстоит — туда-сюда км 600 набирается, даже побольше, а для Армении это чуть не кругосветка.
Так и хочется петь дифирамбы армянским женщинам. Чистота в дому, ухоженность мужчин, накрытый свежеприготовленный стол — это их заслуга, и их ноша, которую они несут, никогда не показывая ее тяжесть.
Вот и сегодня, пока я поднимал Светланку, собирались, одевались... Вышли к завтраку, а уже и стол накрыт, и вся семья в сборе. А вкусняшка получилась! И, в общем-то, просто по приготовлению. Рулет приготовлен из остатков вчерашней дОлмы — нарезана, уложена на лаваш, добавлен соус, завернут рулетов, обмакнут в кляре, и запечен в духовке. А пирожки еще проще. На мацуне (мацони, кислое молоко) приготовлено бездрожжевое тесто. Для начинки использована замороженная начинка для дОлмы — размороженная и потов обжаренная на сковородке. Вот только не понял — жарились на сковородке или запекались в духовке?
Вот такой завтрак получился. Артак со Светланой даже немного по арцахской тутовой водочке пробежались. А мне за рулем — так что таном ограничился. Это был заводской — покислее, поострее. А обычно мама Тамара джан тан сама готовит, из хорошего домашнего мацуна, разбавляя его просто водой и хорошо его перемешивая-сбивая. Нечто похожее, под названием «кирьян» я пил в Обливском и Советском районах, у себя, в Ростовской области. Это считался обычный летний казачий напиток, который готовили из откидного «портошного» молока, тоже разбавляя эту кислую молочную пасту водой. А почему «портошное»? Представьте, вечером на хуторском сходе определили, кто завтра едет на сборы в «казачьи лагери» (ежегодные военные сборы, на которых проверяется готовность казаков первой и второй очереди запаса к призыву на службу и проводится предпризывная подготовка молодых казаков). Крупы, сало, вяленая рыба, картошка, огурцы, лук — это все в каждой казачьей семье было. А простая вода. Это она холодная хороша, а как в баклажке степлется, да заменить по пути колодцев иль родников нет, то удовольствие не из больших. Вот и готовится в дорогу «портошное» молоко. С вечера же заквашивается пара ведер молока, в бедняцким семьях, где коровка одна, одно ведро. А утром, уже севшее, выливается в завязанные ноги чистых холщовых портков исподних. Ну, и эти портки, как черезседельные сумки на круп коню перевешиваются. Дорога до лагерей дальняя, тем более сначала до станицы добраться нужно, а потом до сборного пункта на железной дороге ли, для поездки в Войсковые «Казачьи Лагери» под Новочеркасском, либо на окружные «лагери» (Область Войска Донского на округа была поделена, а те уж на станицы, к которым прикреплялись хутора). За время дороги сыворотка сцеживалась, а в штанинах оставалась кислая молочная паста, не портящаяся даже без холодильника и неделю, и более. Хотя и за пару-тройку дней вся выпивалась в виде «кирьяна». Жарко. Сборы-то обычно летом до уборки начинались.